ВСЯ ЕВРОПА ГОВОРИТ О ДЕПОРТАЦИЯХ

30.06.2017
Toată Europa vorbește despre deportări
 

Европейские политики обещают активизировать депортацию мигрантов, которым отказали в предоставлении убежища. Но это большой самообман, считает обозреватель немецкой газеты Die Welt Робин Александер.

 

На страницах издания он отмечает, что примерно половина беженцев, наводнивших Европу в эпоху открытых границ, не признаются таковыми и теоретически должны вернуться обратно, даже против их собственной воли. По крайней мере, так обещают европейские правительства. Но пока число возвратов невелико, и многое позволяет предположить, что дальше оно будет только снижаться.

 

«Вся Европа говорит о депортациях», — пишет аналитик. Он напоминает, что еще в сентябре 2016 года канцлер ФРГ Ангела Меркель призывала к «общенациональным усилиям» для возвращения тех, кому было отказано в убежище.

 

В марте министр внутренних дел Италии Марко Миннити заявил: «Мы будем систематически увеличивать число депортаций и, таким образом, отправим четкий сигнал всем тем, кто хочет в Европу». Упростить механизмы депортации обещал и шведский премьер-министр Стефан Лёвен после теракта в апреле.

 

Но реальные цифры по депортациям оказываются даже ниже, чем предполагалось. Пока преуспеть в заметной степени удалось только в высылке нелегальных мигрантов из балканских стран, которые в определенной степени готовы к сотрудничеству. Так, из Германии в 2016 году было депортировано 25 375 человек, из них только 7451 лицо было отправлено не в балканские государства.

 

При этом за последние три года количество персон, подлежащих депортации, выросло на треть. И те, кто сегодня ожидают решения о предоставлении статуса беженца, прибыли вовсе не с Балкан, а из стран Азии и Африки, которые крайне редко соглашаются сотрудничать по вопросам депортации.

 

Довольно шустрая депортация выходцев из балканских стран (в первую очередь это Косово, Македония, Босния и Албания) стала возможна не только из-за их собственного сотрудничества. Как пояснил «Ридусу» доцент кафедры европейского права МГИМО (У) МИД РФ Николай Топорнин, около полутора лет назад Германия перестала считать мигрантами граждан этих государств и исключила их из соответствующего закона. И поэтому правила, регулирующие обращение с мигрантами, на балканских приезжих теперь не распространяются. На них распространяется общее правило пребывания по безвизовому режиму, нарушителей которого можно спокойно отправить восвояси без всяких проволочек.

 

«Там, на самом деле, не сложно: в поезд посадил, снарядил и — до свидания. И поставил отметку в шенгенском компьютере, что больше такой человек в Шенгенскую зону заехать не может», — подытоживает эксперт.

 

С ближневосточными мигрантами ситуация сложнее. Европейские законы запрещают возвращать людей в страны, где им грозит серьезная опасность, где идет гражданская война или продолжается насилие. Большинство беженцев, прибывших в ЕС за последнее время, бежали из Сирии, Ирака и других стран, где не просто идет гражданская война, а орудуют террористы, уничтожающие людей пачками без разбора.

 

Известно, что в этот контингент под личиной беженцев записываются еще и экономические переселенцы. Но вычленить их тоже не так-то просто, поскольку паспортов и других документов у них нет или они липовые. А докопаться до правды крайне сложно с учетом полного хаоса, который творится в горячих точках планеты.

 

Что касается мигрантов из тех государств, где нет такого кровопролития, здесь возникает сложность инфраструктурного характера: как отправить, куда отправить, кто за это заплатит. Действующего эффективного механизма по депортации больших масс людей в Европе нет. Все решается на уровне конкретных лиц или максимум небольших групп, зачастую через суд. Поэтому процесс идет очень медленно и механизм депортации пробуксовывает.

 

Но сегодня проблема миграции уже не стоит в Европе так остро, как это было два года назад. Внешние границы в ЕС взяли под контроль. Конечно, нелегалы продолжают их штурмовать, но менее успешно. Миллионные потоки беженцев европейские границы больше не пересекают.

 

«У нас эти миграционные вопросы как-то преувеличиваются. Проблема существует, но масштабы вполне контролируемые», — отмечает заведующий сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин.

 

Демонстративный отказ целого ряда стран принимать у себя мигрантов даже под угрозой штрафов со стороны Брюсселя, конечно, не способствует укреплению солидарности внутри самого Евросоюза, но на сегодняшний день это не является чем-то катастрофическим, считают эксперты.

 

«Сейчас проблема миграции немного отошла на второй план. Это не то, что волнует сегодня европейское общество. На первом плане у них сегодня проблема противодействия терроризму и Брексит, где на кону миллиарды евро», — заключает Топорнин.

Отправить комментарий

CAPTCHA
Просим вас ответить на вопрос во избежания СПАМ-а
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.